В счета на квартиру включают содержание общего имущества и придомовой территории МКД. Бремя расходов за уборку и озеленение территории возле дома ложится на собственников квартир. По действующему закону, муниципальная власть вправе обязать владельцев МКД содержать даже не принадлежащее им имущество в виде прилегающих территорий.
Законопроект о содержании земельного участка под жилыми домами
В начале 2021 года Депутаты Фракции Справедливая Россия предложили к рассмотрению интересный законопроект. Если его одобрят, то коммунальные платежи уменьшатся.
Рассмотрение проекта нового закона запланировано на лето 2021 года.
Цель проекта – внести изменения в Градостроительный кодекс и в закон о местном самоуправлении, которые позволят разграничить обязанности муниципалитетов и владельцев многоквартирных домов в части финансирования и оплаты расходов по озеленению и содержанию территорий МКД.
Границы земельного участка многоквартирного дома
Жилищный кодекс, ст. 36 говорит, что границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
По нормам земельного права, границы земельного участка должны быть определены и зарегистрированы в Росреестре. То есть, по сути, земля под МКД должна иметь координаты, по которым можно точно определить, где заканчиваются границы земельного участка, находящегося в собственности жителей дома. Однако реалии таковы, что не у всех МКД, есть обозначенные и зарегистрированные границы, но тем не менее примыкающую территорию к дому считают общей долевой собственностью, по отношению к которой у жильцов есть как права, так и обязанности.
Земли под МКД имеют один из «статусов»:
- участок образован в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства;
- участок сформирован по границам МКД;
- участок не сформирован (не образован).
Понятия «земли общего пользования», «территория общего пользования», «земельные участки общего пользования», «прилегающие земли общего пользования», закрепленные в отраслевом законодательстве, достаточно размыты.
Отсылки к законам о градостроительстве, о земле, о местном самоуправлении запутаны и не дают понять кто за что отвечает.
Придомовая и прилегающая территория МКД по закону
В законах нет четкой формулировки понятия придомовой территории МКД.
В п. 24 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 «О надлежащем содержании МКД» встречается следующая формулировка:
Придомовая территория – это земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Прилегающая территория — территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства. (Градостроительный кодекс п.37 ст.1)
Изменения законопроекта – кто будет обязан содержать прилегающие территории
Градостроительный кодекс РФ (п.9 ст.55.25) и 131-ФЗ «О местном самоуправлении» от 06.10.2003 (ст.45.1) содержат нормы, которые обязывают собственников зданий и земельных участков принимать финансовое участие в содержании прилегающих территорий.
При этом собственники помещений МКД, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам домов, освобождаются от данной обязанности.
Новый законопроект № 1132098-7 из статей исключает фразу: «земельные участки, под которыми не образованы или образованы по границам таких домов».
По действующим нормам, те собственники МКД, у которых дома поставлены на кадастровый учет, обязаны принимать финансовое участие в благоустройстве, а те, что не имеют зарегистрированных границ — не обязаны.
Новый закон направлен на то, чтобы освободить всех собственников МКД от финансовых расходов на содержание прилегающей территории, независимо от «статуса» земельного участка под многоквартирным домом.
Кто будет платить за благоустройство по новому закону 2021
По сути, расходы на благоустройство прилегающей территории после принятия закона, будут нести местные администрации, а коммунальные платежи собственников за счет перераспределения финансирования уменьшатся.
Но из законопроекта невозможно однозначно установить за счёт каких средств будут содержаться участки под МКД в случае снятия финансового обременения по их содержанию с собственников.
При этом, статья 3 законопроекта предполагает, что он будет действовать на правоотношения, возникшие с 28 июня 2018 года. А значит встает вопрос возврата и компенсации потраченных средств собственникам помещений МКД. Данный вопрос в законопроекте не урегулирован и требует доработки.
Также, Комитет Госдумы по вопросам местного самоуправления, при рассмотрении законопроекта пояснил, что по действующим нормам закона, собственники МКД, без сформированного под ним земельного участка, не участвуют финансово в благоустройстве прилегающих территорий только в силу того, что невозможно определить границы прилегающих территорий к земельному участку, который не определен. Нагрузка по содержанию прилегающих территорий к таким участкам ложится на муниципальные органы. Но если администрация проявит достаточную активность по регистрации земель под МКД, тогда расходы лягут на собственников.
Депутаты Комитета при рассмотрении законопроекта отметили, что, надо решать проблему активного вовлечения собственников МКД в благоустройство общественных пространств, а для этого не менять нормы закона в части устранения собственников от финансирования, а ставить земельные участки на кадастровый учет (подробности о межевании земель многоквартирного дома в 2021 году)
Таким образом, депутаты Комитета по земельным отношениям пришли к выводу доработать законопроект, внесенный на рассмотрение Справедливой Россией, а Комитет по вопросам местного самоуправления вовсе новшества не поддержал. Вопрос финансирования пока на рассмотрении и остается открытым.